Обслуживание авто

Сход-развал: что это такое и как часто нужно его делать?

нет

Сход-развал - одна из самых непонятных для большинства автовладельцев процедур, которую необходимо производить с автомобилем достаточно часто.

Несмотря на постоянно увеличивающееся количество машин на дорогах, для большинства владельцев автомобиля необходимость периодического проведения сход-развала до сих пор остаётся новостью.

Из этой статьи вы узнаете:


Что такое сход-развал

За непонятным названием «сход-развал» скрывается регулировка углов установки колёс автомобиля относительно дороги и направления движения – углов «схождения» и «развала» колёс.

Эти углы индивидуальны для каждого автомобиля и от правильной их установки зависит не только поведение машины на дороге, но и безопасность её движения.

Углом «схождения» колёс обозначается суммарный угол между продольной осью автомобиля и плоскостями, проходящими через передние колёса (схождение передних колёс). Для каждой модели автомобиля производитель задаёт параметры установки этого угла в градусах и минутах (от точности установки зависит поведение машины на дороге).

Так как многие современные автомобили оснащаются «подруливающей» задней подвеской, то часто «схождение» выставляется ещё и для задних колёс автомобиля, параметры которого так же задаются для каждой модели индивидуально (что объясняет отказы автосервисов, специализирующихся на какой-то определённой марке машин регулировать углы у других моделей).

Если случится самопроизвольная разрегулировка углов схождения передней или задней оси автомобиля (это может случиться при попадании колеса в хорошую яму) – поведение машины в поворотах может стать непредсказуемым. Так же при разрегулировке углов, как правило, автомобиль начинает «жевать резину» - происходит чрезмерный износ шин.

Углом «развала» колёс обозначается угол между плоскостью, проходящей через колесо и плоскостью дороги. Различают положительный и отрицательный угол «развала».

Если верхняя часть колеса «наклонена внутрь автомобиля» (колёса стоят «домиком») - значит угол развала отрицательный, если верхняя часть колеса «наклонена наружу автомобиля» – значит угол развала положительный.

Угол развала передних и задних колёс так же задаётся производителем индивидуально для каждой модели автомобиля и от правильной его установки зависит поведение машины на дороге.

Многие "любители спортивной езды" специально делают угол развала колёс на своих автомобилях чрезмерно отрицательным, так как это заметно повышает устойчивость в поворотах, но одновременно способствует быстрому износу покрышек.

При самопроизвольной разрегулировке развала поведение автомобиля так же может стать непредсказуемым из-за изменения площади пятна контакта шины с поверхностью.

Кроме углов «схождения» и «развала» на передней оси автомобиля существует ещё один угол – кастер. Это угол наклона оси поворота передних колёс относительно направления движения автомобиля.

Чем больше ось поворота колёс «наклонена назад» – тем стабильнее ведёт себя автомобиль при прямолинейном движении. Однако, чрезмерная величина кастера сильно увеличивает нагрузку при повороте руля.

Именно благодаря точному расчёту кастера все современные автомобили обладают самоцентрирующейся рулевой системой (рулевое колесо самостоятельно «возвращается в ноль»), стабильно ведут себя на высоких скоростях и при этом рулевое управление остаётся достаточно «лёгким».

Возможность самопроизвольной разрегулировки кастера несколько меньше, чем углов схождения и развала, но и этот угол может «сбиться» при попадании колеса в хорошую яму.

Как регулируются углы установки колёс

Процедура регулировки углов схождения, развала и кастера, как правило, выполняется одновременно на специальном стенде, на который загоняется автомобиль (регулировку кастера можно производить и без стенда).

На колёса автомобиля монтируются специальные датчики, передающие информацию в компьютер, после чего мастер устанавливает углы (с точностью до минуты) в соответствии с параметрами производителя.

Стоит отметить, что для правильного выполнения процедуры сход-развала на всех четырёх колёсах автомобиля должны быть установлены покрышки с одинаковым уровнем износа (и с точно выставленным давлением в них), а так же в автомобиле не должно быть никакого лишнего груза. При невыполнении любого из этих условий сход-развал будет неточным.

Различают сход-развал «только передней оси» и «всех колёс сразу» (для автомобилей с возможностью регулировки углов установки задних колёс).

Стоимость процедуры установки «всех колёс сразу» обычно не на много выше, чем установки «только передней оси», но пользы от неё заметно больше, так как стабильность движения автомобиля зависит от правильного положения всех колёс.

Как часто необходимо регулировать углы установки колёс

Большинство автопроизводителей предусматривает процедуру сход-развала для своих автомобилей только при серьёзном вмешательстве в подвеску машины – замене амортизаторов, рычагов или стоек целиком.

Однако, на большей части территории России и (стран СНГ) качество дорог оставляет желать лучшего. Постоянная езда по плохим дорогам не только быстро выводит из строя подвеску автомобиля, но и оказывает непосредственное влияние на развал схождение колёс (учитывая высокую точность, с которой они должны быть установлены).

Чтобы всегда быть уверенным в поведении автомобиля на дороге, автовладельцу необходимо производить процедуру регулировки углов установки колёс для своего автомобиля хотя бы один раз в год (при «среднем» пробеге 25-30 тыс. км за год). Если планируются работы по подвеске - лучше всего делать регулировку углов после этих работ.

Если учесть, что стоимость регулировки углов схождения и развала редко превышает 1-2 тыс. руб. - то эту плату за безопасность движения вряд ли можно считать высокой.
Что будет, если не делать сход-развал

Если автовладелец по каким-то причинам «не хочет» регулировать углы установки колёс своего автомобиля, то ему стоит знать, что его машина может стать причиной серьёзной аварии из-за:

  • «Увода» автомобиля в сторону во время прямолинейного движения (очень опасно, можно оказаться в кювете или на встречной полосе).
  • «Непредсказуемости» поведения машины во время прохождения поворотов. Чем больше разрегулированы углы – тем сильнее может «брыкаться» автомобиль (очень опасно – автомобиль может даже непроизвольно развернуть).
  • Повышенного износа шин. В зависимости от того, какой угол «сбивается» начинают сильнее изнашиваться внутренняя или внешняя стороны протектора покрышек (очень опасно, сцепление колёс с дорогой будет постоянно меняться).
  • Достаточно длительная езда с разрегулированными углами установки колёс становится причиной «расхлябанности» подвески автомобиля, что делает машину неустойчивой при движении (это может стать причиной аварии).


Добавить комментарий

наверх