Согласно новому закону об ОСАГО, действующему с 1 января 2012-го года, каждому автовладельцу для оформления полиса обязательной страховки, необходимо иметь документы о прохождении техосмотра транспортного средства (ТО).
Из этой статьи вы узнаете:
Несмотря на периодически появляющиеся слухи о том, что с 2013-го года «техосмотр отменили» и что «ТО больше не нужен» - на самом деле до сих пор действует закон, принятый в 2012-м году и никаких поправок в него не вносили, техосмотр необходимо проходить каждому автомобилю.
«Старые» и «новые» правила
При прохождении ТО до 1 января 2012-го года использовалось два документа – «диагностическая карта» (которая использовалась как «внутренний» документ и никакой ценности для владельца автомобиля не имела) и «талон ТО» (который выдавался автовладельцу после прохождения осмотра).
Теперь «талона ТО» нет, а единственным документом, подтверждающим прохождение техосмотра, является «диагностическая карта», которую предъявляет автовладелец в страховую компанию при оформлении полиса ОСАГО (без которого нельзя поставить на учёт автомобиль в ГИБДД).
То есть – при покупке б.у. машины, автовладелец должен сначала пройти ТО, потом получить полис ОСАГО и только после этого поставить на учёт свой автомобиль. Однако, чаще всего бывает так, что прежний владелец автомобиля продаёт машину с уже истекшим сроком действия диагностической карты, а у нового владельца, сразу же после покупки машины, нет времени на прохождение ТО.
Для таких случаев практически каждая страховая компания даёт возможность автовладельцу оформить полис ОСАГО на машину без диагностической карты, но с обязательством пройти техосмотр в оговоренные сроки (как правило - месяц) и только в том пункте ТО, с которым у страховой компании заключён договор (привлекают клиентов в пункт ТО).
Для владельца автомобиля такая схема достаточно удобна – нет необходимости «бросать все дела» и срочно проходить ТО (потому что без него нельзя поставить машину на учёт). По поводу завышенной стоимости прохождения ТО в «своём» сервисе можно не переживать - цены практически везде одинаковые и их верхний их предел для каждого региона утверждён Правительством РФ.
Сроки прохождения ТО
Что касается сроков прохождения ТО, то согласно нормативным документам, срок действия диагностической карты (и срок периодичности прохождения ТО) составляют:
- - для нового автомобиля – 3 года (диагностическая карта на автомобили до 3-х лет не выдаётся);
- - для автомобилей возрастом от 3-х до 7-ми лет – 2 года;
- - для машин старше 7-ми лет – ТО необходимо проходить каждый год.
Так же автовладельцу стоит иметь ввиду, что страховые компании смогут оформить полис ОСАГО только при условии, что диагностическая карта будет действительна не менее, чем полгода (на момент оформления полиса).
Где проходят ТО
Основные изменения, которые вступили в силу после 1-го января 2012-го года, состоят в том, что раньше ТО необходимо было проходить на ПИКах (Пунктах Инструментального Контроля), находящихся в ведении ГИБДД.
На сегодняшний день ТО проводят операторы, аккредитованные РСА (Российским Союзом Автостраховщиков) – частные предприниматели, оснастившие свой автосервис всем необходимым оборудованием. Где находится ближайший оператор – можно узнать в интернете, или в любом офисе любой страховой компании.
Какие документы необходимы для ТО
Чтобы пройти ТО, автовладельцу необходимо предоставить следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность;
- Свидетельство о регистрации Транспортного Средства (СТС);
- Если ТО будет проходить НЕ владелец автомобиля, то необходима доверенность, в которой будет указано, что доверенное лицо имеет право быть представителем владельца при прохождении ТО;
Что проверяют на ТО
Перечень проводимых с автомобилем работ при техосмотре довольно обширен, его можно увидеть в бланке диагностической карты. Однако, в большинстве случаев, основные работы, проводимые на ТО сводятся с следующему перечню:
Наличие в багажнике автомобиля знака аварийной установки и огнетушителя, объёмом не менее 2-х литров (срок годности которого ещё не истёк). Пункт проверки наличия аптечки на ТО теперь исключён, однако обязанность водителя возить её с собой никто не отменял;
Проверка работоспособности рабочей и стояночной тормозных систем автомобиля на специальных барабанах. Отклонения в тормозных усилиях на каждом колесе не должны превышать определённую норму (проверяется с помощью компьютера, показывающего малейшие отклонения);
Одна из самых «сложных» процедур для автомобиля, так как отклонения, превышающие норму, могут возникнуть по самым разным причинам – от изношенных колодок или тормозных дисков до неправильной работы тормозных цилиндров.
В случае наличия отклонений, превышающих норму, автовладельцу с большой вероятностью придётся заменить большую часть томозной системы автомобиля для того, чтобы добиться одинаковых тормозных усилий на каждом колесе (этого можно добиться только при одинаково хорошем состоянии всех тормозных механизмов).
- Проверка работоспособности усилителя рулевого механизма (при наличии) и проверка отклонений в работе рулевой системы автомобиля. Руль не должен быть «разболтанным», а люфт руля не должен превышать 5 градусов. В случае отклонений – ремонт может быть дорогостоящим;
- Проверка работоспособности ближнего/дальнего света фар, габаритов, передних и задних противотуманных фар (при наличии), тормозных сигналов, сигналов поворота, аварийной остановки, заднего хода, и подсветки номерного знака. Должны быть работоспособны ВСЕ лампочки в автомобиле;
- Проверка регулировки ближнего света фар (для каждого автомобиля существуют нормы углов регулировки света фар, во избежание ослепления водителей встречных автомобилей);
- Проверка работоспособности стеклоочистителей и стеклоомывателей передних и задних (при наличии). Проверка работоспособности звукового сигнала автомобиля. Проверка наличия трещин на лобовом стекле, мешающих обзору;
- Проверка состояния колёс автомобиля. Диски и покрышки не должны иметь признаков повреждений, остаточный протектор шин должен соответствовать нормам (не менее 1.6 мм), все болты крепления колёс должны быть на месте;
- Проверка работоспособности омывателей фар (при наличии);
- Если автомобилю уже достаточно много лет и работа двигателя вызывает некоторые вопросы - оператор может проверить соответствие нормам количества вредных выбросов в атмосферу (ещё одна «сложная» проверка для старого автомобиля, состояние двигателя должно быть хорошим);
В целом, для автомобилей в заведомо хорошем техническом состоянии, пройти техосмотр большого труда не составит.
В случае если автовладелец не уверен в том, что машина сможет самостоятельно пройти ТО - лучше съездить в автосервис провести все необходимые работы с автомобилем заранее, так как после оплаты услуг оператора у автовладельца будет всего 2 попытки пройти ТО (после чего придётся снова оплачивать).
Стоит ли «покупать» техосмотр
Причины, по которым большинство автовладельцев предпочитали «покупать» талоны ТО до появления нового закона в 2012-м году, довольно просты:
Первая и основная причина – это возможность избежать множества хлопот, которые сопутствовали «официальному» прохождению ТО (необходимость приводить автомобиль "в порядок", приезжать в определённые дни, стоять в очереди и проч.).
Ещё одна причина крылась в определённом интересе сотрудников П??Ков «придираться» к состоянию машины (для владельцев автомобилей «в возрасте» нередко именно эта причина была основной).
На сегодняшний день ситуация сильно изменилась.
Теперь техосмотр проводят операторы, аккредитованные РСА, большинство из которых имеют договоры со страховыми компаниями. У такого оператора нет никакой необходимости «придираться» или каким-то образом «мешать» прохождению ТО, так как у автовладельца всегда есть возможность просто уйти к другому оператору.
Сегодня автовладелец может быть уверен, что кроме наличия неисправностей в его автомобиле больше ничто не сможет помешать ему пройти техосмотр (в ином случае у него есть множество "вариантов к действию" - от смены оператора до жалобы в РСА).
Так же потенциальному «покупателю» техосмотра стоит иметь ввиду, что если он решится что-то «предложить» оператору в обмен на то, что тот закроет глаза на «прохождение всех необходимых процедур» - он рискует попасть под уголовную статью "№ 291" «дача взятки», так как практически все современные техцентры оборудованы видеокамерами.
То есть, на сегодняшний день, единственными выгодами от «покупки техосмотра» может быть только возможность избежать хлопот по приведению собственного автомобиля «в порядок» (что нужно самому владельцу в первую очередь) и хлопот по предоставления машины к оператору.
Стоит ради этих выгод рисковать - решать каждому самостоятельно.
ТехОсмотр по-новому
В Минэкономразвития разрабатываются нормы, по которым в скором будущем правила прохождения ТехОсмотра будут изменены. Главным новшеством будет фото- и видеосъёмка автомобиля и самого процесса прохождения ТехОсмотра.
Правительство РФ не устраивает сегодняшняя ситуация с покупкой бланков диагностических карт даже без подачи автомобиля на ПИК и Правительство планирует эту ситуацию изменить: